Машиах
Месси́я (др.-евр. משׁיח, המשיח, Ha-Mashiaḥ; Машиах, Га-Машиах; арам. משיחא, Meshiḥa, Мешиха — «помазанник») в иудаизме — идеальный государь мессианских времён. Часто употребляется в вавилонском Талмуде и в мидрашим (талмудических комментариях) без артикля, как имя собственное
“Как помазанник Божий, особа царя являлась священной и неприкосновенной (ср. 1Цар. 26:9). В этом смысле משיח ה׳ (Машиах Яхве; «Meshiaḥ Yhwh») и фигурирует впоследствии в Ветхом Завете.”
Здесь надо обратить внимание, что царь подразумевался, но НЕ упоминался.
Основная тут проблема вот в чём. Есть основания считать, что в Пятикнижие вносились правки до и во время Вавилонского плена, поэтому все упоминания Машиаха, могут быть сделаны и ретроспективно, как в случае с Ашерой.
Первое и единственно ДОВАВИЛОНСКОЕ детальное упоминание “Машиаха”, это у пророка Исайи I
С Вавилонского плена и начинается упомининие “Машиах” в связке с конретным именем царя или первосвященника.
Причём начинается сразу с персидского царя Кира Великого.
И хвалит Кира будто бы “Исайя”, который жил за 200 лет до Кира.
То есть этого персонажа условно называют “Исайя II”, кто это совершенно неясно.
“Исаия II (Ис. 45:1) называет Кира «Помазанником Божиим», так как он являлся орудием для выполнения Его предначертаний; освобождая евреев от плена и разрушая Вавилонское царство, он открывал новую эру распространения царства Господа по всему миру.”***
“В послепленную эпоху, когда первосвященник стал фактически занимать место царя, по отношению к нему стали употреблять выражение «Машиах Нагид» (Книга Даниила) или только «Машиах»"
Как автор и писал раньше, иудаизм притерпел огромные изменения в вавилонском плену.
*** Самое интересное, что после Кира началось распостранение не иудаизма, который оставался местной государственной религией вплоть до разрушения Второго Храма, а митраизма. Митраизм потом и превратился в более упрощённое и противоречивое христианство (по сути микс иудаизма и митраизма) – религию для маргинальных слоёв населения.